5.04, 18:30-21:00 По адресу: Уборевича 21, оф.9.
Тел: 272 69 98; 8 914 651 50 34.
Приглашаю Вас посетить занятие «Энергия голоса».
Голос — мощнейшее средство коммуникации. В любом из аспектов нашей жизни – в семье, на работе, в кругу друзей и даже недругов наша успешность зависит не столько оттого, что мы чувствуем, знаем и умеем, а от того, насколько ярко и убедительно доносим свои идеи и проекты до интересующей нас аудитории. При этом важно не то, что мы говорим, а как мы это делаем. Тембр, динамика, диапазон нашего голоса сами по себе несут колоссальное количество информации.
Мы эксплуатируем его и на работе и дома, иногда беспощадно травмируя своего лучшего друга и помощника. А знаете ли Вы, как он устроен? Как работает? Как его сохранить и оказать скорую помощь? Как развить его скрытые способности, и каковы они на самом деле? Как состояние нашего голоса влияет на нашу работу, жизнь и здоровье?
Сохранение и развитие речевого аппарата, профилактика заболеваний органов дыхания
Органы речи являются не только средством коммуникации, но и одним из главных орудий труда современного человека. От здоровья и качества работы речевого и интонационного аппарата, навыков его сохранения и использования во многом зависит профессиональная деятельность, карьера, личная жизнь, а также творческая самореализация и здоровье каждого из нас. Монотонная, лишённая интонационных модуляций и логических акцентов речь, становится препятствием понимания самого блестящего её содержания. Причиной столь распространённой сегодня монотонной речи являются нарушение звукового и музыкального восприятия и недоразвитие координации голосового аппарата. Эта проблема является значительно более серьёзной, чем кажется на первый взгляд. Взаимопонимание является залогом эмоционального комфорта, а, следовательно, душевного и физического здоровья каждого из нас, и педагогов, и учащихся и их родителей. Кроме того, загрязнение воздушной среды промышленными предприятиями, загазованность улиц выхлопными газами, использование кондиционеров в помещениях, ведёт к тому, что резко увеличивается опасность заболевания дыхательных путей у детей и подростков. Носоглотка и гортань, выполняющие функцию фильтра, самостоятельно не справляются со своей задачей. На органах дыхания осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Для компенсации опасных воздействий необходима активизация обменных процессов, усиление микроциркуляции в мышцах и слизистой оболочке гортани. Проще всего это добиться специальной нагрузкой на голосовой и дыхательный аппарат. Это касается и дыхательных мышц, и мышц носоглотки, которые принимают участие в регуляции дыхания, и мышц органов полости рта, лица, шеи, позвоночника. Необходима тончайшая координация всех этих органов при полной их автономности и расслабленности, то есть отсутствии любого зажима.
Упражнения ФМРГ «Фонопедический метод сохранения и развития речевого аппарата» Виктора Вадимовича Емельянова эксперта по вокальной технологии IFCM (Международной Федерации Хоровой Музыки), кандидата педагогических наук. Терапевтическую часть его уникальной технологии развития вокальных способностей я адаптировала, ориентируясь на потребности преподавателей общеобразовательных школ и ВУЗов.
Механизмы терапевтического воздействия фонопедического метода
• устранение неравномерности развития голосового аппарата;
• минимизация работы голосовых мышц;
• усиление аэродинамики речи (эффект Бернулли);
• «размассирование» голосовых складок;
• улучшение кровообращения в области гортани;
• усиление микроциркуляции в слизистой носоглотки;
• профилактика ОРВИ, ОРЗ;
• опосредованное благотворное влияние на нервную и дыхательную системы.
Голосовой аппарат предназначен для работы в значительно более широком диапазоне, чем мы привыкли использовать. Культурные ограничения выражения своих эмоций посредством голосовых реакций (не кричи, закрой рот, и т. д.) приводят к «обездвиживанию», а, следовательно, к блокировке развития и координации голосовой функции. Это пагубно сказывается не только на состоянии голосового аппарата, но и всего организма в целом. Функция речи занимает в структуре головного мозга примерно те же объёмы, что и функция движения. Из этого следует, что ограничение голосовой функции сказывается на развитии мышления и состояние здоровья не менее, чем ограничения двигательного аппарата. Если учесть, что полушария головного мозга функционируют, как равные до момента появления речи, и что определение доминирующего полушария, наиболее связано именно с этой функцией человека, влияние состояния голосового аппарата на возможности восприятия и мышления становится ещё более очевидно.
Голосовая функция является такой же двигательной функцией, как и все другие. Голосовой аппарат является такой же мышечной системой, как, например нога или рука или лицевая мускулатура. До начала формирования речи, голосовая функция и голосовой аппарат развиваются равномерно. Речь в том виде, в котором она существует сейчас, сформировалась относительно недавно. Основой общения в период формирования речи и ранее были голосовые сигналы биокоммуникации, несущие экстралингвистическую (внеязыковую) информацию. Развитие речи можно рассматривать как постепенное введение в жёсткие ограничения, сформированные данным языком в данном социуме. Установление одного из 4х режима гортани как основного, ограничивает включение и развитие других режимов работы голосового аппарата. Вследствие чего голосовая функция и голосовой аппарат очень сильно отстают в развитии от всего тела. Значительная часть заболеваний голосового аппарата и расстройства голосовой функции имеет причину в нерациональной травмирующей технологии голосообразования и речи.
Человек пользуется голосом во время речи, как правило, не отдавая себе отчёта о том, как и что, происходит в организме. Одним и тем же биологическим комплексом тканей и полостей, т. е. голосовым аппаратом человек создаёт самый широкий спектр звуков: плач и смех, шёпот, стон, кряхтение. Этими же мышцами человек свистит, дует и плюёт, жуёт и глотает. Миллионами лет эволюции в человеке заложены механизмы звуковой коммуникации, несущие информацию о процессах, происходящих в организме. При этом восприятие таких сигналов происходит в узком спектре значений каждого сигнала. Их нельзя взаимозаменить и перепутать, они не только однозначно воспринимаются, но и однозначно имитируются по заданию.
В программу включены упражнения на активизацию 4-х режимов работы гортани, позволяющие скомпенсировать неравномерное развитие голосового аппарата, снимать избыточное напряжение голосовых складок, и тем самым достигать лечебно-профилактический результат работы этого органа.
Режимы работы гортани
1. Шумовой режим – вибрант голосовых складок: не интонируемый тон, издаваемый при плотном смыкании голосовых складок в потоке воздуха («Штро-басс-регистр»: урчание, рокот, шорох, скрип).
2. Грудной режим – «Толстый» голос, интонируемый тон, возникающий при плотном смыкании голосовых складок.
3. Фальцетный режим – интонируемый звук, издаваемый при натяжении краёв голосовых складок.
4. Свистковый режим – интонируемый звук, издаваемый плотно сомкнутыми, но не колеблющимися голосовыми складками, образующими в передней части голосовой щели свистковое отверстие.
Терапевтические упражнения, основанные на ГДСК
(голосовых сигналах до речевой коммуникации).
1. переход из грудного в фальцетный режим со срабатыванием регистрового порога;
2. управление мышцами мягкого нёба и их тренаж (механика храпа);
3. инспираторная фонация (звук на вдохе),
4. губной вибрант, «выдувание», заднеязычный носовой сонант.
Механизмы терапевтического воздействия
фонопедического метода
• устранение неравномерности развития голосового аппарата;
• минимизация работы голосовых мышц;
• усиление аэродинамики речи (эффект Бернулли);
• «размассирование» голосовых складок;
• улучшение кровообращения в области гортани;
• усиление микроциркуляции в слизистой носоглотки;
• профилактика ОРВИ, ОРЗ;
• опосредованное благотворное влияние на нервную и дыхательную системы;
• Восстановление полноценной работы гортани.
• Освоение аэродинамического способа звукоизвлечения.
• «Размассирование» голосовых складок.
• Коррекция работы мышц подъязычной системы.
• Расслабление лицевой мускулатуры и мышц шеи.
Последовательность основных упражнений
Массаж челюстных суставов – оптимизация работы дыхательной системы.
Массаж лица – сдвигающий, постукивающий.
Массаж языка – профилактика пересыхания слизистой голосового аппарата. Проекции органов.
Гимнастика для языка и щёк – клацанье, игра с акустическими объёмами;
Растягивание челюстных суставов – зевание, гимнастика для нижней челюсти и шеи;
«Штро-бас регистр» — вибрант голосовых складок — снятие избыточного электричества, судорожных, спазматических явлений в голосовых связках и окружающих мышцах «урчание кошки».
Шип-голос –упражнение на смыкание голосовых связок «кошка и ворона».
Аэродинамический принцип звукообразования:
выдувание — голос, губной вибрант – расслабление лицевой мускулатуры;
Профилактика ОРЗ и ОРВИ
Инспираторная фонация (звук на вдохе) — размассирование голосовых складок, не доступных при других способах звукообразования, фальцетный режим.
Укрепление мышц мягкого нёба и их тренаж (механика храпа);
Заднеязычный носовой сонант – улучшение микроциркуляции в носоглотке;
Упражнения на увеличение диапазона и динамики
• Губной «вибрант» – речитатив — губной «вибрант» на высокой динамике и энергетике в грудном и фальцетном режиме;
• Интонирование на губном «вибранте» + гласные у-о-а-э-ы с широким рото-глоточным раскрытием.
• Смена режимов работы гортани «волна»: штро-бас – грудной, штро-бас – грудной – фальцетный;
• Выдувание + гласные на материале интонационных упражнений.
Стоимость участия